урок 15 Музыкальная драматургия – развитие музыки

« Ф.Шопен в сражающемся Сталинграде»

 … В Сталинграде шли уличные бои. Одну сторону улицы занимали наши бойцы, другую- фашисты. Окна домов на той и на другой стороне были постоянно под огнем пулеметов и автоматов. Огонь не прекращался ни днем, ни ночью.

Но вот однажды к вечеру из дверей дома, который находился в наших руках, вышел на улицу сержант и направился на середину перекрестка, где среди развалин виднелся засыпанный кирпичной пылью, но каким-то чудом сохранившийся рояль.

В недоумении и с тревогой смотрели на сержанта наши солдаты. Ведь в любую секунду все могло кончится. С недоумением, видимо, смотрели и с той стороны.

Сержант пробрался к роялю, придвинул к нему какой-то ящик, поднял крышку и заиграл…

Наступила полная тишина. Ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны. Все это казалось каким-то неправдоподобным волшебством. Словно из давней жизни, я узнал вальс! Шопена.

И только когда сержант закрыл крышку рояля и вернулся в дом, в расположение своего подразделения, бой возобновился.

Я не знаю, что побудило этого музыканта в военной форме под огнем врага выйти к роялю, рискуя быть расстрелянным уже при выходе на улицу. Но какой же силой должна обладать хорошая музыка, чтобы заставить замолчать оружие и даже, хоть на время, остановить сражение!


 "Письмо солдата" (творческая работа)


 Прослушать ЗДЕСЬ


Музыка Ф.Шопена- это гениальная музыка, каждая его нота - чистое золото!

 В музыке Фредерика Шопена  воплощена его горячая любовь к родине, его гордая душа и его понимание красоты.

Эпиграфом к уроку станут такие строки:

Вселенная Шопена – водоём 
Божественного чистого сознанья.
Он – только человек! Откуда в нём
Живёт нечеловеческое знанье?..



Фредерик Шопен (1810 - 1849) - "гений фортепиано", он был прекрасным пианистом и свои произведения создавал только для любимого инструмента, но этот инструмент, благодаря Фредерику Шопену зазвучал как симфонический оркестр.

Судьба его сложилась так, что он был вынужден покинуть Польшу и до конца дней оставаться на чужбине - во Франции. Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен. Многие поэты создавали свои стихи под воздействием музыки, благодаря творчеству русских и зарубежных композиторов.

Тело Шопена покоится в Париже, а сердце, согласно его последней воле, захоронено в Варшаве. Но гений композитора принадлежит всему миру. Прочитай стихотворения Льва Озерова о Шопене.

Скользит ли вальс, ликует ли мазурка, 
Царит ли полонез, я тут как тут.
Гостиные Варшавы. Петербурга,
Парижа. Вены, Праги - мой маршрут.
И где б я ни был, как ни волновался,
Какой бы жребий не избрал земной, -
Царит ли полонез, скользит ли вальс,
Ликует ли мазурка - ты со мной.
Со мною ты в движении степенном.
Мерцает музыка светло, темно.
И это так задумано Шопеном,
Не всё ль равно вчера или давно.

Поэт Лев Озеров посвятил несколько стихотворений музыке Шопена. Одно из них создано под впечатлением знаменитого Вальса № 7.








Вот фрагмент поэтического текста.

Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг, 
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк...

Ещё звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву.
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.


Прослушать ЗДЕСЬ ВАЛЬС ШОПЕН

Творчество Шопена как композитора теснейшим образом связано с его исполнительским творчеством. Будучи прекрасным пианистом, Шопен явился новатором в создании лирических фортепианных миниатюр - в искусстве немногословного и точного высказывания, выражающего эмоции и чувства, не всегда поддающиеся слову.

Именно Шопен утвердил прелюдию (от лат. prae… — перед и лат. ludus — игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы) как самостоятельный вид творчества.

Задание 1

Для какого музыкального инструмента создавал  свои произведения Фредерик Шопен?



Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: "Почему Фредерик Шопен не смог вернуться на Родину?"



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Введение

  Уважаемые семиклассники!   Во II четверти    предмет  «Музыка» в 7 классе начинается  дистанционно. Для освоения курса будут использоватьс...