урок 16 Образы камерной музыки.

 МУЗЫКА 7 класс

Образы камерной музыки.

 

Тема второго полугодия «Мир образов камерной и симфонической музыки».

 Сегодня нас ожидает удивительное погружение в мир музыкальных образов камерной музыки. Но для начала вспомните, а что такое камерная музыка?

 

 

Камерная музыка – (итальянское camera, буквально – комната). Музыка, написанная для небольших вокальных и инструментальных ансамблей, а также солирующих инструментов, эта музыка, предназначенная для исполнения в небольшом помещении.


Задание 1. напишите жанры ,которые относятся к камерной музыке. Самопроверка ЗДЕСЬ


Сегодня на уроке мы познакомимся с  польским композитором – основоположником польской музыкальной классики. Всё его творчество связано с Польшей, её фольклором, историей.

Откройте тетради и запишите тему урока:

 «Образы камерной музыки в творчестве Фридерика Шопена»

Как вы думаете, ко всем ли композиторам быстро приходит слава?

Жизнь Баха, например была очень трудной, к нему слава пришла спустя 100 лет после смерти. У Франца Шуберта состоялся первый публичный концерт в 30 лет,спустя год композитор скончался.

А вот Ф. Шопен был горячо любим и при жизни. Уже первые его сочинения были восприняты восторженно. Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом.

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды, которые, как показало время, он оправдал. Его учителя всегда восторженно о нём отзывались. Так, пианист Войцех Живный, который начал заниматься с 9-летним мальчиком отмечал, что исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. В итоге, Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

В 16 лет Шопен был принят в Варшавскую консерваторию, по окончании которой, в 1829 году директор консерватории и педагог Шопена Юзеф Эльснер сделал следующую запись: «Удивительные способности. Музыкальный гений».

Для молодого и талантливого музыканта важнее всего признание публики, причём не, только на родине в Польше, но и за рубежом. Шопен по настоянию родителей и друзей едет в Европу.Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей.

Серебряный кубок



Когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф. Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться на Родину. Однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага: пусть он служит Родине своим искусством.

«Я проклинаю час своего отъезда... - пишет в письмах композитор. - Я не могу поступать, как мне хочется... В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события (в 1831 г.) появились такие сочинения Шопена, как знаменитый Этюд № 12, названный «Революционный»
Этюд – это музыкальное произведение виртуозного характера. Чтобы играть этюды, надо обладать беглостью пальцев, в совершенстве владеть игрой на фортепиано.В творчестве Ф. Шопена этюд стал не упражнением для тренировки беглости пальцев, а концертным произведением.


Прослушайте  "Революционный "этюд Фридерика Шопена 
ЗДЕСЬ


Один из известных музыковедов, Асафьев Борис Владимирович, характеризуя образный строй прелюдий Шопена сказал следующее: «… сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет. Озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвётся и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали».


Задание 2. Выпишите из высказывания музыкального критика  Б.Асафьева слова, соответствующие образному строю этюда.

В продолжение разговора о камерных жанрах в творчестве Фридерика Шопена,


 прослушайте Прелюдию 24 ЗДЕСЬ

Задание 3. 

3.1.Что вам напоминает Прелюдия 24 Шопена?

  • эпическое повествование;
  • взволнованный рассказ;
  • драматическую декламацию

3.2. Сравнить два произведения:"Революционный этюд" и "Прелюдию 24". Что роднит эти произведения?

ПРЕЛЮДИЯ-( латинское  praeludere,  буквально  - вступление). Инструментальная  пьеса  свободной формы. Выполняла роль вступительного музыкального  материала,  в основном к фуге. В эпоху барокко это означало вступление к фуге, как у И.С. Баха в «Хорошо темперированном клавире». Позднее возникла традиция «прелюдирования». Она состояла в том, что слушатель вводился в тональность и атмосферу композиции короткими, импровизированными вступлениями. В то время прелюдии не игрались как самостоятельные произведения, а лишь как вступления к более крупному сочинению. Жанр самостоятельной пьесы, нередко концертного стиля, приобрела в XIX веке.

24 Прелюдии Фридерика Шопена ценны не только как цикл красиво написанных произведений для фортепиано. Их оригинальность и инновационный подход к форме навсегда изменили прелюдию как музыкальный жанр.Прелюдии Шопена открыли новую главу в истории прелюдий, возводя их на уровень художественных независимых композиций.


Задание 4.

4.1. Выписать определение "прелюдия"

4.2.К какому виду исполнительства относится ПРЕЛЮДИЯ:симфоническому или камерному?

4.3. В чём новаторство Шопена в жанре "прелюдия"?



Задание 5

5.1. В задание 1 дописать два жанра камерной музыки,которые прозвучали на уроке.


Домашнее задание

1.Выполненную работу прикрепить в ЭШ с пометкой УРОК 6.19

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Введение

  Уважаемые семиклассники!   Во II четверти    предмет  «Музыка» в 7 классе начинается  дистанционно. Для освоения курса будут использоватьс...